Что такое портфолио

В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ).
                                           Виды портфолио
Термин портфолио (от англ. portfolio), заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, "...показать все, на что ты способен".
Портфолио могут быть самыми разнообразными. По своей принадлежности они подразделяются:
  • на портфолио дошкольника;
  • педагога;
  • детского сада;
  • любого коллектива.
По направленности портфолио выделяют:
  • портфолио-собственность (подбор материалов для себя);
  • портфолио-отчет (подбор материалов в соответствии с планом, по запросу и др.)
В зависимости от цели портфолио подразделяются:
  • на аттестационные (отражают достижения педагога, ДОУ за межаттестационный период);
  • накопительные (содержат информацию о результатах деятельности ребенка, педагога, дошкольного учреждения);
  • тематические (отражают опыт деятельности ребенка, педагога, коллектива по определенной теме);
  • проблемные (содержат информацию по актуальным для педагога вопросам).
По оформлению портфолио бывают печатными; электронными; в виде раскраски, по времени создания (в зависимости от цели, вида и необходимости): краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными.
Структура портфолио определяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого из них составляет несколько разделов. Первый – портрет – предусматривает представление себя или коллектива. Во втором разделе собираются материалы по освещаемой теме, например, тексты, рисунки, графики, фотографии, накопленная информация и др. В последнем разделе размещаются так называемые достижения. Это могут быть отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, грамоты, сертификаты и другие материалы, демонстрирующие прогресс в данной области.

                                Особенности разработки портфолио группы

Первый – вводный раздел – "Добро пожаловать!" должен содержать общую информацию, представляющую группу: название, рисунки или фотографии тематических уголков, возраст детей, рассказ о педагоге.
Второй обязательный раздел "Давайте познакомимся" представляет собой фотопортрет всей группы. Его также можно оформить в виде детских рисунков или общего коллажа.
Два последующих раздела "Наши девочки" и "Наши мальчики" содержат отдельные описания девочек и мальчиков группы. Указываются их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.
Содержание разделов "Наши успехи и достижения" и "Наши мечты" понятно из названия.
В ходе работы над портфолио педагоги и родители собирают фотографии, сочиняют для них сопроводительные стихи и тексты, проводятся беседы с детьми, активное общение, придумывается оформление разделов. 
Взрослые проявляют свои поэтические и художественно-оформительские таланты. Все это способствовует созданию атмосферы открытости, взаимной поддержки и сплоченности детей, родителей и педагогов. Презентация портфолио может проходить в разных формах: рассказ о группе благодаря интересному сценарию или  в форме ответов на вопросы  – звучат стихи, песни и танцы.
Родители могут быть гостями презентации, многие из них могут проявить желание показать свои артистические таланты при подготовке и проведении таких мероприятий в будущем.
Все работы оцениваются специальной комиссией, состоявшей из заведующего, заместителя заведующего по воспитательной и методической работе и представителей родительской общественности. Проверяется наличие всех частей структуры портфолио, отражение символики группы, степень участия родителей в подготовке материалов, творческий подход и другие составляющие согласно положению.

Особенности разработки портфолио педагога ДОУ
Портфолио педагога - способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений специалиста за определенный период времени. Этот метод позволяет педагогу самостоятельно проанализировать удовлетворительные и не очень результаты профессиональной деятельности, чтобы сделать вывод о дальнейшем продвижении в профессии. 
По форме портфолио представляет собой папку, содержащую многообразную информацию о профессиональных достижениях. 
Основные цели создания папки достижений - оценивание работы педагога по теме самообразования, отслеживание творческого и профессионального роста, формирование навыков рефлексии (самооценки).

Портфолио позволяет учитывать все достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
Положение и структуру портфолио смотрите здесь.